Масштабы глобальных экологических проблем привели к тому, что игнорируемая ранее область политики в сфере экологических услуг в последние годы приобрела большее значение, в том числе и в торговле.
Кроме того, в рамках Целей устойчивого развития (ЦУР) Организации Объединенных Наций, направленных на координацию международных усилий в области развития, не менее пяти целей непосредственно направлены на сферы, связанные с экологическими услугами. Таким образом важность экологических приоритетов в политической сфере возрастает во всем мире.
Торговая политика может применяться для стимулирования распространения технологий, способствующих смягчению экологических проблем. Снижение стоимости экологических продуктов и услуг сделало бы их более доступными для пользования. Это также позволило бы создать больше рабочих мест.
Экологические услуги включают «инфраструктурные» услуги, такие как водоснабжение, канализация, санитария и обработка твердых отходов, а также «неинфраструктурные» услуги, например, связанные с предотвращением и смягчением последствий загрязнения воздуха, снижением шума и рекультивацией загрязненных объектов. Некоторые услуги не так просто классифицировать. Например, не совсем ясно, следует ли рассматривать такие услуги, как консультирование по вопросам окружающей среды, как экологические инфраструктурные или неинфраструктурные услуги.
Хотя в прошлом сектор экологических услуг был относительно статичным и малозаметным, быстрый рост новых технологий стимулировал активность и, что не менее важно, торговлю в этом секторе. Например, экологический консалтинг через интернет или удаленное управление системами возобновляемых источников энергии и другими услугами с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) стимулировали трансграничное предоставление экологических услуг, что в последние годы привело к стремительному росту этой отрасли.
Если экологические услуги становятся предметом трансграничной коммерческой торговли, то, в зависимости от того, какие обязательства, касающиеся услуг, взяты на себя страной, они могут подпадать под действие положений Всемирной торговой организации (ВТО), в частности Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС).
Ключевой особенностью экологических услуг является то, что многие из них, такие как водоснабжение, санитария, удаление отходов, переработка и очистка сточных вод, находятся в ведении коммунальных предприятий и, следовательно, находятся в ведении государства. Услуги, предоставляемые правительствами, освобождаются от требований, предъявляемых в рамках ГАТС.
Однако, имеет место растущая тенденция к приватизации или осуществлению субподрядов этих видов услуг организациями частного сектора. Экологические услуги, которыми торгуют в частном порядке, подпадают под правила ВТО для поставщиков услуг в странах-членах ВТО.
Поэтому для членов ВТО крайне важно иметь ясную внутреннюю нормативно-правовую базу и знать, какие услуги предоставляются правительством, а какие частными субъектами или государственно-частными партнерствами.
В странах, находящихся в процессе присоединения к ВТО, включая Узбекистан, сильная нормативно-правовая база будет способствовать соблюдению требований ГАТС. Ключевые вопросы, которые стране необходимо будет решить в рамках этого процесса, следующие:
Эти вопросы закладывают основу успешной либерализации в рамках ГАТС.
Для ознакомления с этими техническими нюансами, имеющимися в рамках ГАТС, 25 февраля 2022 г. Международным торговым центром (МТЦ) для представителей Узбекистана, участвующих в переговорах, и специалистов-экологов был проведен онлайн-семинар, организованный в рамках финансируемого Европейским союзом проекта «Содействие процессу вступления Узбекистана в ВТО».
На тренинге были представлены понятия «Перечня экологических услуг» в рамках ГАТС, классификации и определения. Участники обсудили услуги, включенные в Перечень отраслевой классификации услуг (W/120), а также Классификацию основных продуктов ООН.
Кроме того, на семинаре были рассмотрены последствия участия частного сектора и государственно-частного партнерства в этих услугах. В ходе тренинга также объяснялись такие вопросы, как доступ на рынок и национальный режим в рамках ГАТС, четыре способа поставок, а также в качестве примера рассмотрены обязательства некоторых ключевых торговых партнеров Узбекистана таких как Европейский союз, Казахстан, Российская Федерация, Таджикистан, Украина и Вьетнам.
Среди участников были представители Министерства инвестиций и внешней торговли, ответственного за ведение переговоров в рамках ВТО от имени Узбекистана. В семинаре также приняли участие специалисты Министерства экономического развития и сокращения бедности; Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды Республики Узбекистан; Министерства жилищно-коммунального хозяйства и ученые-исследователи.
Данный тренинг стал третьим в серии семинаров, посвященных торвговле в сфере услуг. Тренинги по услугам дистрибуции и телекоммуникации состоялись ранее в феврале 2022 года, в будущем таже планируется организовать семинары по другим направлениям в области услуг.