ПРИСОЕДИНЕНИЕ УЗБЕКИСТАНА К ВТО

Процесс присоединения Узбекистана к ВТО начался в 1994 году, однако в 2005 году он был приостановлен в связи с проводившейся в то время политикой самообеспечения. Перенесемся в 2016 год, когда вскоре после своего избрания, Президент Ш. Мирзиёев выступил с инициативой проведения широкого круга социально-экономических реформ и преобразований, направленных на либерализацию торговли и модернизацию режима внутренней торговли. Вслед за этими реформами, процесс присоединения к ВТО был возобновлен на основе подачи официального заявления в секретариат ВТО, подписанного Министром внешней торговли в марте 2018 года. В июле 2019 года Узбекистан распространил среди членов ВТО обновленный Меморандум о внешнеторговом режиме (МВТР), а позднее - ряд других необходимых документов о присоединении к ВТО, включая первоначальные предложения, касающиеся доступа на рынок товаров и услуг. Достигнутый Узбекистаном прогресс привел к тому, что члены ВТО поддержали 4- сессию Рабочей группы по присоединению Узбекистана к ВТО, которая состоялась 7 июля 2020 года после почти 15 лет застоя в переговорах. Это историческое событие ознаменовало возвращение Узбекистана за стол переговоров, а также приверженность и усилия его правительства, направленные на присоединение к ВТО. 21 июня 2022 года в Женеве состоялось 5-е заседание Рабочей группы, в ходе которого его участники дали позитивную оценку результатам деятельности, осуществляемой Межведомственной комиссией по работе с ВТО в рамках процесса присоединения Узбекистана к Организации, в том числе в спектре подготовки расширенного пакета документов и ведения двусторонних переговоров по доступу на рынок страны. 14 марта 2023 года состоялось 6-заседание Рабочей группы. Узбекистаном в ходе данного мероприятия было объявлено о завершении двусторонних переговоров по доступу товаров на рынки с тремя членами ВТО. В качестве следующего шага Узбекистану рекомендуется предоставить дальнейшие материалы для переговоров, чтобы Секретариат ВТО мог обновить фактологическое резюме до отчета рабочей группы, который станет частью пакета обязательств по присоединению.

В настоящее время процесс присоединения Узбекистана к ВТО выглядит следующим образом:

Синие выделения - это этапы, которые уже были завершены

В то время как серые выделения указывают на этапы, которые все еще необходимо завершить

ВСТУПЛЕНИЕ В ВТО: ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ

Вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) в качестве полноправного члена имеет ключевое значение для успешной интеграции в международную торговую систему и мировую экономику.

ВЫГОДЫ

Присоединение - это политическое решение о введении дисциплины основанной на правилах, открытой и интегрированной торговой системы; оно может повлиять на большое количество областей экономики. Членство в ВТО или стремление стать членом организации посылает четкий сигнал торговым партнерам и инвесторам о приверженности страны открытой экономике, что способствует увеличению торговли и притоку иностранных инвестиций и технологических ноу-хау, а также повышает производительность.

Взяв на себя обязательства по обеспечению максимального уровня тарифной защиты и отмене квот на импорт, как того требует ВТО, страны создают прозрачную структуру, которая улучшает деловую среду и способствует надлежащему управлению. Аналогичным образом, установление упрощенных правил лицензирования, регистрации и таможенного оформления может оказать положительное влияние на бизнес. Присоединение к ВТО обеспечивает защиту частного сектора от вредных торговых действий со стороны других стран.

Выполнение обязательств, связанных с членством в ВТО, также может помочь укрепить институты страны, связанные с торговлей, и упорядочить регулятивную и институциональную политику, что может привести к значительным реформам в области права и торговли.

И последнее, но не менее важное: присоединение также дает новым членам возможность защищать свои интересы, активно участвуя в международных торговых переговорах и выработке международных норм.

СЛОЖНОСТИ

Хотя преимуществ присоединения к ВТО предостаточно, проблемы могут вытекать из самого процесса присоединения: это длительный и сложный переговорный процесс, включающий широкомасштабные законодательные и исполнительные действия присоединяющихся стран, требующих обширных людских ресурсов и институционального потенциала, включая отраслевую экспертизу. Многие страны, которые обращаются с просьбой о присоединении, сталкиваются с особыми ограничениями на протяжении всего этого процесса, такими как ограниченный аналитический потенциал для поддержки анализа торговли и воздействия и/или нехватка ресурсов для реагирования на информационные запросы среди других ограничений.

Присоединение влечет за собой ряд обязательств, включая корректировку после открытия секторов экономики для конкуренции со стороны других членов ВТО, а также принятие процедур регулирования сектора услуг. Таким образом, внедрение также создает проблемы, с которыми приходится сталкиваться как правительству, так и частному сектору.

Всю информацию о процессе присоединения к ВТО можно найти здесь

С информацией о ходе нынешних переговоров о присоединении к ВТО можно ознакомиться здесь

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech