Почтовые и курьерские услуги являются важным элементом инфраструктуры связи. Традиционно в этом секторе функционировали государственные монополии. Однако с начала 90-х технологическое развитие привело к большим изменениям. Это повлияло как на функционирование, так и на управление сектором.
Появление электронной почты явилось новой формой конкуренции для традиционных почтовых отправлений. С другой стороны, из-за экспоненциального роста электронной коммерции вырос объем доставок товарных посылок. С точки зрения производств «моментальное реагирование в нужное время», востребованное глобальными цепочками поставок, также оказалось благоприятным фактором для почтовых услуг. Данный сектор испытывает мощный рост благодаря своей центральной роли в современной логистике и управлении цепочками поставок.
В ответ на развитие отрасли большинство стран внесли рыночные коррективы, например, приватизировав и акционировав почтовые службы, а также повысив их специализацию. По данным Всемирной торговой организации (ВТО), курьерские службы отделены от услуг телекоммуникаций в 85% стран. Сегодня 70% международных почтовых отправлений обеспечиваются частными компаниями, а в доставке и экспресс-доставке посылок операторы частного сектора доминируют полностью.
Несмотря на эти радикальные изменения, сектор сталкивается со значительными барьерами, в том числе в таможенных правилах и контрактных требованиях. Вопросы регулирования касаются антиконкурентной практики, обременительных или непрозрачных обязательств по универсальному обслуживанию, обременительных лицензионных требований и отсутствия независимых регулирующих органов.
В Генеральном соглашении ВТО по торговле услугами (ГАТС) сектор всё ещё определяют по форме собственности, что в настоящее время считается устаревшим подходом, не подходящим для обязательств ВТО по торговле услугами.
Большинство стран, присоединившихся к ВТО с 1995 г., взяли на себя обязательства в сфере курьерских услуг.
Однако этот сектор остается чувствительным вопросом для многих развивающихся и наименее развитых стран, в которых по-прежнему действует почтовая монополия и где почта является ограничиваемой услугой.
Учитывая стратегическую важность сектора с точки зрения требований ВТО, представители Узбекистана недавно прошли семинар по вопросам особенностей сектора и процессу планирования обязательств по курьерским услугам. Тренинг был организован Международным торговым центром (МТЦ) 16 марта 2022 г. в рамках проекта, финансируемого Европейским союзом: «Содействие процессу вступления Узбекистана в ВТО»
Данный тренинг был пятым в серии технических семинаров по торговле услугами. Сессии, которые уже были проведены, включают в себя такие темы, как аудиовизуальные услуги, дистрибьюторские услуги, экологические услуги и услуги телекоммуникации.
Прежде чем перейти к соответствующим предложениям для переговоров по секторам, на тренинге был представлен обзор рыночных тенденций и нормативных барьеров в секторах. На семинаре были рассмотрены возможные варианты формулирования обязательств на примере перечня обязательств по торговле курьерскими услугами и обсуждены возможные последствия для Узбекистана с точки зрения принятия обязательств в этом секторе.
В семинаре приняли участие представители Министерства инвестиций и внешней торговли (МИВТ), данное ведомство отвечает за ведение переговоров о вступлении Узбекистана в ВТО, а также представители Министерства экономического развития и сокращения бедности, Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций и АО «Узбектелеком».