Чиновники Узбекистана ознакомились с правилами ВТО по субсидиям

11.02.2022 581

Всемирная торговая организация (ВТО) является организацией, предусматривающей чрезвычайно сложный и запутанный для понимания свод норм международного права, регулирующих международные торговые отношения между странами. В связи с этим, присоединение к ВТО само по себе представляет собой комплексный и многогранный процесс, предусматривающий проведение переговоров между присоединяющимся правительством и другими членами ВТО.

Данный процесс может быть весьма длительным и проводиться как на многосторонней, так и на двусторонней основе. Он требует от присоединяющихся членов частого реформирования национального регулятивного режима в целях приведения его в соответствие с нормами ВТО. В этой связи ключевым фактором в процессе присоединения к ВТО является надежная и эффективная внутренняя координация. Несмотря на этот колоссальный и сложный процесс, присоединение к ВТО открывает перед присоединяющимися странами огромные возможности.

Это объясняется тем, что членство в ВТО, среди прочего, способствует прозрачности политики и соблюдению законов ВТО, что означает, что торговые барьеры не вводятся произвольно и между странами ВТО создаются равные условия в сфере торговли. Помимо прочего, это расширяет доступ к рынкам и повышает ценовую стабильность, содействуя тем самым экономическому росту и развитию страны.

По мере продвижения переговоров о присоединении Узбекистана к ВТО, Международный торговый центр (МТЦ) организовал 27 и 28 января 2022 года онлайн-семинар с целью обсуждения требований и процедур присоединения к ВТО с соответствующими представителями государственного сектора. Данное мероприятие проводилось в рамках финансируемого Европейским союзом (ЕС) проекта “Содействие процессу присоединения Узбекистана к ВТО”, партнером-исполнителем которого является МТЦ.

В первый день, в ходе брифинга обсуждалось содержание переговоров по вопросу о членстве в ВТО. Участники данного мероприятия были ознакомлены с общим процессом присоединения к ВТО, который регулируется Марракешским Соглашением, Статьей XII и правовыми рамками ВТО, включающими 17 имеющих обязательную силу многосторонних торговых соглашений. Презентация проходила на основе опыта Казахстана в процессе присоединения к ВТО и, таким образом, обеспечила контекст страны-аналога для значимого сравнения.

В ходе онлайн-семинара были даны пояснения в отношении основополагающих принципов ВТО, в частности режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), национального режима (НР) и принципов прозрачности. Помимо прочего, была представлена обновленная информация об основных этапах и участниках процесса присоединения на многостороннем, плюрилатеральном и двустороннем уровнях. Также были рассмотрены ключевые документы пакета мер по присоединению к ВТО. Брифинг завершился представлением Узбекистану ряда рекомендаций относительно его переговорной позиции в процессе присоединения к ВТО.

При этом, были рассмотрены вопросы, касающиеся сферы услуг и сельского хозяйства. Узбекистану было рекомендовано придерживаться прагматического подхода, с тем чтобы привести итоги переговоров в соответствие с его целями в области экономического развития. 

Межведомственная комиссия по содействию обеспечению согласованности на национальном уровне

Одна из основных задач процесса присоединения к ВТО, главным образом, заключается в координации усилий всех государственных учреждений и защите всех национальных интересов - как государственных, так и частных – с целью обеспечения сбалансированных и справедливых результатов для страны в целом.

В ходе второго дня обучения, состоявшегося 28 января, основное внимание было уделено тому, как и каким образом осуществляется координация между различными правительственными учреждениями и деловыми партнерами в рамках данного процесса. В центре обсуждения находились вопросы, касающиеся Межведомственной комиссии (МВК) по ВТО, а также ее структуры, задач и деятельности.

Во-первых, одно из заседаний было посвящено изучению того, как Казахстан координирует деятельность различных государственных органов в процессе присоединения к ВТО. Помимо прочего, Правительство Казахстана учредило Межведомственную комиссию - МВК Казахстана по торговой политике и участию в международных экономических организациях - в целях обеспечения целостного представительства национальных интересов.

Это послужило основой для обсуждения МВК, которая была создана Узбекистаном для выполнения аналогичных функций, в частности посредством учреждения рабочих групп по ключевым секторам переговоров. Более того, был описан процесс координации и формирования консенсуса между различными государственными ведомствами, а также с представителями частного сектора.

Что касается законодательной части, семинар осветил создание Экспертного совета по законодательству в области внешней торговли и иностранных инвестиций в Олий Мажлисе, Парламенте Узбекистана. Совету будет поручено рассмотреть существующее и принятое законодательство на предмет обеспечения его соответствия правилам ВТО.

В двухдневном семинаре приняло участие 37 человек. Министерство инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан (МИВТ), которое возглавляет переговоры Узбекистана относительно присоединения к ВТО, также играло ведущую роль в ходе данного мероприятия.

В число других министерств и ведомств, принимавших участие в семинаре, входили:

  •  Министерство экономического развития и сокращения бедности,  
  •  Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций,
  •  Государственный налоговый комитет,
  •  Агентство продвижения экспорта,
  •  Министерство транспорта,
  •  Министерство юстиции,
  • Министерство иностранных дел,
  •  Министерство инновационного развития,
  • Министерство туризма и спорта,
  •  Государственный таможенный комитет,
  •  Центральный банк Республики Узбекистан.
ПОДЕЛИТЬСЯ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ

Информационные бюллетени

The ITC newsletters keep you up-to-date on events, trainings, and news on trade-related matters and are sent out once a month.

Sign up to our newsletters
Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech